Мой прекрасный педагог, у которого обучалась в течении 6 лет ☺️
Класс С. Федорова ☺️
Дисциплины:
дирижирование (6 лет) - 3 года учились этому искусству и 3 года дирижировала оркестром,
оркестровка (6 лет) - изучали не только диапазон, но и характеристики и историю каждого инструмента в оркестре, состав оркестра и пр., писали партитуры для оркестра.
P.S. писала партитуры для оркестра и дирижировала - два раза в год на протяжении 6-ти лет сдавала экзамен и затем сдала 3 гос экзамена (бакалавр, специалитет, магистратура).
Около 3-х лет играла на домре альт в народном ансамбле и около 3-х лет на скрипке в симфоническом оркестре, под руководством С. Федорова
Кто не знает, по образованию я дирижер оркестра и преподаватель музыкальных дисциплин 😇
Безумна благодарна судьбе, что я обучалась у таких профессионалов - С. Фёдоров (образование РАМ имени Гнесиных) и у его супруги С. Завьяловой (солистки Крымской филармонии, заслуженной артистки Крыма)😇 и попала в класс С.Фёдорова (нас тогда было всего 3 человека на все курсы, далеко не всех брали в его класс и мне ооочень повезло) БЕСЕДА С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ. СЕРГЕЙ ФЁДОРОВ
Продолжаем диалоги в рамках рубрики «Беседа с интересными людьми». И сегодня мы на кафедре музыкально-инструментального искусства КИПУ имени Февзи Якубова. Наш герой – доцент кафедры, руководитель студенческого симфонического оркестра университета, обладателя гран-при Международного интернет-конкурса «В вихре Велесова круга-2022» - Сергей Фёдоров.
- Сергей Владимирович, расскажите о конкурсе «В вихре Велесова круга» и о том, как оркестру удалось выиграть гран-при?
- Это международный конкурс, организатором которого является благотворительный фонд поддержки и сопровождения одаренных детей «Ингениум». Конкурс проходит при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В 2022 году конкурс проводился в интернет формате - дистанционно. Участники присылали видеозаписи своих выступлений, которые оценивались членами жюри в различных номинациях, таких как струнные инструменты, духовые инструменты, оркестры, ансамбли. По итогам определяли победителей, присуждая им гран-при, первое, второе и третье места. Наш оркестр записал и отправил на конкурс произведение Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» - «Тройка». Прежде всего от участия мы ожидали получения компетентной независимой оценки нашей работы, потому что в последние годы не было возможности вывезти оркестр на какие-либо конкурсы или фестивали. Получили мы в итоге наивысший балл – «гран при», грамоту и благодарность за уровень исполнения и за то, что не отошли от классических канонов. Что было очень приятно.
- Вы являетесь руководителем оркестра со дня его основания. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные моменты были в его истории?
- В 1997 году, когда Февзи Якубович пригласил меня преподавать на музыкальной кафедре, мы сразу приступили к созданию инструментального коллектива. В этом году на кафедру был произведён только первый набор студентов, поэтому у нас оказался очень ограниченный выбор музыкантов. Для оркестра их не хватало и мы решили создать ансамбль. К студентам присоединились несколько преподавателей, так сложился первый состав – 12 человек. Затем с каждым последующим годом студентов-музыкантов становилось всё больше, состав ансамбля расширялся и наконец появилась возможность собрать оркестр. В первом составе оркестра были представлены разнообразные инструменты: и баяны, и домбры, и балалайки, и скрипка, и духовые инструменты. Получился большой разнобой и нам трудно было собрать состав по какой-то одной классификации. И так как были хорошо представлены народные инструменты, мы создали народный оркестр. Поэтому в те годы мы играли наряду с классическими много народных произведений. В последствии мы заметили, что число поступающих на народные инструменты стало меньше, а на струнно-смычковые инструменты, особенно скрипку - больше. Это позволило нам постепенно преобразовывать оркестр в симфонический. Мы оставили в этом оркестре группу баянов и аккордеонов, которые в какой-то степени могли заменить отсутствующие у нас инструменты: габой, фогот, волторну. Через несколько лет после создания наш оркестр стал работать с ведущими хорами и солистами Крыма. Например с хором завода «Фиолент», с хором нашего университета, с известными крымскими музыкантами, заслуженными артистками: Ниной Козловой, Светланой Завьяловой и другими. У нас был разнообразный репертуар, в котором были произведения Рахманинова, Мусоргского, Чайковского. Мы стали ездить по Крыму, давать много концертов, особенно в курортный сезон.
- Насколько помогает работа в оркестре дальнейшей музыкальной карьере участников?
- Для студентов, которые у нас обучаются, работа в оркестре является хорошей практикой. Музыкант, играющий в оркестре, должен научиться многим компетенциям. Например, научиться слушать не только себя, но и окружающий его состав оркестра: игру других инструментов и инструментальных групп. Когда студенты играют в оркестре они привыкают слушать многоголосье. Ещё они должны научиться играть не выделяясь, сливаясь со всеми. Это создаёт специфический тембр и звучание оркестра. Эти навыки, как и многие другие, можно получить только в коллективной работе музыкантов. Наши выпускники, игравшие в оркестре, показывают себя очень хорошо в профессиональной сфере. Многие из них выступают в различных оркестрах, например в симфоническом оркестре Государственного академического музыкального театра Республики Крым и в оркестре Крымскотатарского государственного академического музыкально-драматического театра. Многие работают в музыкальных и общеобразовательных школах, создают свои ученические оркестры. Один из наших выпускников заведует духовым отделением первой музыкальной школы и руководит школьным духовым оркестром. Важно и то, что все наши выпускники трудоустроены и работают по специальности.
- Как отражается на существовании оркестра постоянная ротация состава?
- С этим мы ничего поделать не можем. Наши студенты - участники оркестра оканчивают университет, устраиваются на работу и, конечно, уходят от нас. Для оркестра это болезненная процедура. Студент играет у нас несколько лет, обучается, вырастает как музыкант, получает навыки и опыт. И в один день покидает нас. Мы конечно набираем новых студентов, работаем с ними, учим, готовим. Но, в итоге опять отпускаем. За двадцать пять лет существования оркестра от нас ушло много музыкантов. Некоторые уходят с большим сожалением, но мы понимаем - им нужно работать. Ротация оборачивается для нас ещё одной стороной. Ежегодный набор студентов имеет свои особенности. В разные годы приходят музыканты разной направленности. Иногда среди них нет тех исполнителей, которые нам необходимы для восполнения состава. Поэтому в отдельные периоды у нас не хватает тех или иных инструментов. Мы выходим из положения тем, что на некоторые конкурсы или концерты приглашаем наших выпускников. Они с удовольствием приходят и помогают нам. Но обращаться к ним постоянно мы конечно не можем.
- Какую роль играет оркестр в вашей музыкальной и педагогической деятельности?
- Как педагогу работа с оркестром позволяет мне не стоять на месте. Сейчас всё развивается очень быстро в том числе и музыкальная культура. Каноны меняются, нужно двигаться, чтобы избежать застоя.Наши студенты имеют достаточно широкий кругозор, они мобильны, восприимчивы к новому. Они вносят свежую струю в жизнь оркестра, своё своеобразие в исполнение. Мы учим студентов, но и сами учимся у них. С нашей стороны присутствует опыт, с их новизна. Многое, особенно в эмоциональном плане, дают мне выступления оркестра. Приятно, когда люди слушают наше исполнение, получают от этого удовольствие, положительно реагируют на него. Это вызывает подъём, желание двигаться дальше. Очень важен в работе с оркестром момент общения. Мы часто разговариваем друг с другом, обмениваемся новостями, впечатлениями. С некоторыми участниками оркестра я ещё занимаюсь индивидуально. За годы совместной работы хорошо узнаём друг друга. Знаем кто чем дышит, как у кого обстоят дела, что происходит в семьях, что беспокоит. Когда наши музыканты болеют или у них возникают другие проблемы, переживаю за них, стараюсь идти навстречу. Коллектив как большая семья. В целом я работаю с оркестрами уже 42 года. 16 лет руководил оркестром в Киргизском Государственном институте искусств и 26 лет здесь, в университете. Мои мысли постоянно поглощены работой с оркестром. Я анализирую, думаю над чем необходимо поработать в том или ином произведении, планирую. Переживаю, если репетиция откладывается, когда какую-то группу студентов отправляют для выступлений на различных мероприятиях. Но я понимаю, это тоже необходимо. Мы их для этого и учим, чтобы они приносили радость людям.
#КИПУ #КИПУимениФевзиЯкубова #студентКИПУ #ЦИРСМ #МолодежьКрыма #беседасинтереснымилюдьмиКИПУ